Азбука здоровья: режим дня
Режим - одно из ведущих условий и фактор сохранения и укрепления здоровья человека. Соблюдение режима обеспечивает работоспособность человека в течение дня.
Работоспособность - способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, выполнять работу качественно и эффективно. Работоспособность в значительной мере зависит от особенностей биологического ритма человека. В зависимости от времени суток выделяют так называемых "голубей", "жаворонков" и "сов".
Утомление - это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов, к невозможности её продолжения. Утомление - защитная функция организма, предохраняющая организм от истощения. Некоторое утомление, усталость полезны для тренировки и повышения функциональных возможностей организма.
Состояние утомления характеризуется:
1. Временным снижение работоспособности – учащийся начинает все делать медленно, с видимым усилием, нередко на лице (лбу, переносице, подбородке) появляются капельки пота;
2. Жалобами на усталость;
3. Внешним нарушением осанки, рабочая поза за столом становится "увядшей";
4. Падает качество работы - хуже подчерк и т.п.
Причины часто проявляющегося утомления у учащихся:
1. Не правильное питание, условное или фактическое голодание;
2. Недосыпание;
3. Состояние предболезни или последствие только что перенесенного заболевания.
Составляющие режима учащегося:
1. Оптимальный двигательный режим рациональное питание;
2. Выполнение домашних заданий – не более 3,5 часа;
3. Занятия по интересам;
4. Закаливание и личная гигиена;
5. Сон - не менее 8 часов.
Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. У подростков, не соблюдающих режим дня, наблюдается отставание в умственном и физическом развитии. Лица, имеющие «плавающий» режим рабочего дня, чаще страдают неврозами, заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Соблюдение режима дня — это не только условие формирования хорошего психического и физического здоровья, но и выработки стереотипа поведения во время работы и отдыха.
Соблюдение режима дня способствует повышению иммунитета, нормализует пищеварение и сон, облегчает переход от активного состояния в пассивное и, наоборот, повышает устойчивость к воздействию стрессовых факторов, дисциплинирует. Поэтому соблюдение режима дня — важнейшее правило сохранения здоровья.
Правильный режим дня предполагает подъем и отход ко сну в одно и то же время. После подъема необходимо совершать утренний туалет. Рекомендуется делать утреннюю зарядку, однако в ряде случаев возможно перенесение физических упражнений на более позднее время. После этого рекомендуется принять завтрак.
В течение дня необходимо чередование различных видов активности, в первую очередь — умственной и физической. Смена видов деятельности снимает усталость и способствует восстановлению работоспособности.
Чрезвычайно важно ежедневно бывать на свежем воздухе. Учащиеся должны проводить не менее 1,5-2 ч на свежем воздухе. Это могут быть прогулки, игры на свежем воздухе, физические упражнения. Их рекомендуется проводить в конце рабочего дня для восстановления работоспособности. Спокойные прогулки перед сном могут способствовать более быстрому наступлению полноценного сна.
Продолжительность активного отдыха в течение суток должна быть 1 ч у подростков. При превышении этого времени интенсивность работоспособности организма падает. Необходимо исключить умственную работу, шумные компании, просмотр напряженных фильмов. Ужинать необходимо не позднее, чем за 1,5-2ч.
Спать лучше в тихих проветриваемых помещениях с задернутыми занавесками или шторами. Громкие звуки, яркий свет мешают спокойному сну. В душных помещениях увеличивается потребность во сне, сон становится менее полноценным.