Организация самостоятельной работы
Планирование – основа научной организации труда, важнейшая черта творческой деятельности. Планирование помогает включиться в работу с первого дня пребывания в колледже, установить определенный порядок, точный учет и оптимальное распределение бюджета времени.
Работоспособность в умственном труде зависит от рабочей обстановки:
расположение мебели;
порядок на письменном столе;
освещенность;
t = 18-20 С и влажность воздуха 50-70%;
шум, вибрации снижают работоспособность;потребность в кислороде увеличивается в период умственной работы в 8-9 раз, т.е. необходимо проветривание рабочего помещения несколько раз в день в любую погоду.
Продуктивность труда зависит от позы:
прямое положение корпуса;
незначительный наклон головы ( 20 см до стола);
между краями стола и груди расстояние в ширину ладони;
опора о спинку стула + ногами о пол;
положительные эмоции
Биологическое взаимодействие работы высших отделов головного мозга и мышечной системы позволяет рационально использовать физиологические закономерности для повышения продуктивности умственного труда:
зарядка и водные процедуры повышают рабочий тонус головного мозга и всего организма;
обостряется зрение и внимание, освежается память, проясняется мышление;
желательно ложиться спать и вставать в одни и те же часы;
прекращать напряженную умственную работу не менее чем за 1,5-2 часа до сна;
питаться регулярно и в спокойной обстановке, стараться не есть перед сном (min за 1 час);
гулять перед сном 15-20 мин.
Полезно работать в одни и те же часы. Чередовать работу с отдыхом (час работы – 10 минут перерыв). После 3-4 часов работы – отдых 0,5-1 час. Заполнить его можно активным движением, ходьбой, серией движений туловища:
прогибы;
повороты;
вращения;
сгибания-разгибания позвоночника в линейном и поясничном отделах;
неследует весь день отводить подготовке одного предмета. Однообразие утомляет, надо чередовать 2-3 предмета в день.
Ритмичность труда и отдыха способствует повышению умственной работоспособности, причем активный отдых оказывает более положительное влияние на работоспособность, чем простой.Двигательная активность стимулирует работу сердца, дыхание, ВНД, процессы самообновления, способствует лучшей координации работы мышц и деятельности внутренних органов, улучшает снабжение организма кислородом (и особенно мозга), увеличивает защитные силы организма, значительно повышает эффективность усвоения учебного материала.