Рекомендации по работе со стеснительными и застенчивыми учащимися
Стеснительные и застенчивые учащиеся тревожны, боятся нового, незнакомого, у них низкая адаптивность. Часто они чрезмерно мнительны и чрезвычайно чувствительны к мнению окружающих. Легко внушаемы. В работе с такими учащимися постарайтесь:
1) давать четкие указания и задания, избегать ситуации неопределенности;
2) привлекайте в меру его сил к участию в общественных делах, где можно действовать четко и по плану;
3) поощряйте принятые им самостоятельные решения;
4) стимулируйте личную ответственность учащегося;
5) ни в коем случае не принижайте его достижений, не оскорбляйте и не унижайте, особенно в присутствии посторонних или других учащихся. Помните, что учащиеся этой группы крайне внушаемы и чувствительны и находятся в группе риска по суицидальному поведению. Если это необходимо - порицайте поступок учащегося, но не его личность. Объясните, в чем он не прав ровным и спокойным тоном, подскажите модель правильного поведения, вспомните уместные ситуации, за которые его можно похвалить, скажите ему об этом;
6) если уровень притязаний завышен - доброжелательно помогите ему найти адекватный.
7) в случае конфликта или какого-либо происшествия в группе держите этого учащегося в поле своего внимания, не позволяйте ему остаться в одиночестве или «спастись бегством».