Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся в образовательном процессе
К индивидуально-психологическим особенностям личности относятся темперамент, характер и способности. Остановимся на типологических особенностях учащихся, которые связаны с темпераментом и образуют биологическую основу личности.
Под темпераментом понимают индивидуально-психологические особенности психики, определяющие динамику протекания психических процессов, общую подвижность и эмоциональную возбудимость. Темперамент обусловлен врожденным типом ВНД, поэтому, проявляясь в раннем детстве, остается практически неизменным и в зрелом возрасте.
Педагогу следует помнить, что темперамент не определяет фиксированных форм поведения, но образует почву, на которой легче складываются те или иные формы поведения. Свойства нервной системы не могут влиять непосредственно на то, что усваивает человек, но они влияют на то, как идет процесс усвоения.
Знание этих особенностей поможет найти педагогу, воспитателю наиболее адекватные приемы работы сучащимися, а также предусмотреть, в каких учебных ситуациях они могут испытывать затруднения. Рассмотрим такие ситуации и возможные пути преодоления возникающих трудностей.
Ситуации, вызывающие затруднения у представителей слабой нервной системы:
а) педагог быстро задает вопросы и требует немедленного ответа;
б) педагог задает неожиданный вопрос, требующий устного ответа;
в) длительная, напряженная работа;
г) ответственная, эмоционально напряженная работа, ограниченная во времени;
д) работа после отрицательной оценки, резкого замечания;
е) работа, требующая распределения внимания;
ж) шум, неспокойная обстановка, отвлечение внимания;
з) усвоение на занятии большого и разнообразного материала;
и) работа с несдержанным, вспыльчивым педагогом.
Приемы, облегчающие деятельность учащихся со слабой нервной системой:
а) давать достаточно времени для подготовки ответа;
б) предоставлять возможность ответить в письменном виде;
в) разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно;
г) не вызывать такого учащегося отвечать новый материал сразу после объяснения;
д) формировать уверенность в своих силах;
е) осторожно оценивать неудачи;
ж) при подготовке ответа дать время для его самостоятельной проверки;
з) создавать во время занятий спокойную обстановку с минимумом отвлечений.
Ситуации, вызывающие затруднения у учащихся с инертной нервной системой:
а) педагог предлагает разнообразные задания, быстро сменяющие друг друга;
б) материал подается в высоком темпе, без возможности уяснять последовательность вопросов;
в) работа с частыми отвлечениями (например, на чью-либо реплику);
г) требование быстрого ответа на неожиданный вопрос;
д) необходимость быстро переключать внимание;
е) оценивание продуктивности усвоения на первых порах заучивания;
ж) задание на сообразительность, которое нужно выполнить быстро.
Приемы, облегчающие деятельность учащихся с инертной нервной системой:
а) не требовать немедленного включения в работу;
б) не требовать активного выполнения разнообразных заданий;
в) не требовать быстрого изменения неудачных формулировок;
г) не вызывать таких учащихся отвечать в самом начале урока;
д) давать время на обдумывание ответа;
е) при выполнении задания не отвлекать учащегося;
ж) не опрашивать по новому материалу сразу после объяснения.
Индивидуальные различия в свойствах нервной системы присущи не только учащимся, но и педагогам. Учителю-«скоростнику» нужно проявлять выдержку, особенно когда он сталкивается с инертным учащимся. Нужна выдержка и медлительному учителю в тех случаях, когда некоторые учащиеся склонны к быстрому реагированию, к постоянной смене занятий, к повышенной общительности.
Под темпераментом понимают индивидуально-психологические особенности психики, определяющие динамику протекания психических процессов, общую подвижность и эмоциональную возбудимость. Темперамент обусловлен врожденным типом ВНД, поэтому, проявляясь в раннем детстве, остается практически неизменным и в зрелом возрасте.
Педагогу следует помнить, что темперамент не определяет фиксированных форм поведения, но образует почву, на которой легче складываются те или иные формы поведения. Свойства нервной системы не могут влиять непосредственно на то, что усваивает человек, но они влияют на то, как идет процесс усвоения.
Знание этих особенностей поможет найти педагогу, воспитателю наиболее адекватные приемы работы сучащимися, а также предусмотреть, в каких учебных ситуациях они могут испытывать затруднения. Рассмотрим такие ситуации и возможные пути преодоления возникающих трудностей.
Ситуации, вызывающие затруднения у представителей слабой нервной системы:
а) педагог быстро задает вопросы и требует немедленного ответа;
б) педагог задает неожиданный вопрос, требующий устного ответа;
в) длительная, напряженная работа;
г) ответственная, эмоционально напряженная работа, ограниченная во времени;
д) работа после отрицательной оценки, резкого замечания;
е) работа, требующая распределения внимания;
ж) шум, неспокойная обстановка, отвлечение внимания;
з) усвоение на занятии большого и разнообразного материала;
и) работа с несдержанным, вспыльчивым педагогом.
Приемы, облегчающие деятельность учащихся со слабой нервной системой:
а) давать достаточно времени для подготовки ответа;
б) предоставлять возможность ответить в письменном виде;
в) разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно;
г) не вызывать такого учащегося отвечать новый материал сразу после объяснения;
д) формировать уверенность в своих силах;
е) осторожно оценивать неудачи;
ж) при подготовке ответа дать время для его самостоятельной проверки;
з) создавать во время занятий спокойную обстановку с минимумом отвлечений.
Ситуации, вызывающие затруднения у учащихся с инертной нервной системой:
а) педагог предлагает разнообразные задания, быстро сменяющие друг друга;
б) материал подается в высоком темпе, без возможности уяснять последовательность вопросов;
в) работа с частыми отвлечениями (например, на чью-либо реплику);
г) требование быстрого ответа на неожиданный вопрос;
д) необходимость быстро переключать внимание;
е) оценивание продуктивности усвоения на первых порах заучивания;
ж) задание на сообразительность, которое нужно выполнить быстро.
Приемы, облегчающие деятельность учащихся с инертной нервной системой:
а) не требовать немедленного включения в работу;
б) не требовать активного выполнения разнообразных заданий;
в) не требовать быстрого изменения неудачных формулировок;
г) не вызывать таких учащихся отвечать в самом начале урока;
д) давать время на обдумывание ответа;
е) при выполнении задания не отвлекать учащегося;
ж) не опрашивать по новому материалу сразу после объяснения.
Индивидуальные различия в свойствах нервной системы присущи не только учащимся, но и педагогам. Учителю-«скоростнику» нужно проявлять выдержку, особенно когда он сталкивается с инертным учащимся. Нужна выдержка и медлительному учителю в тех случаях, когда некоторые учащиеся склонны к быстрому реагированию, к постоянной смене занятий, к повышенной общительности.