Факторы создания благоприятного психологического климата учебных занятий
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает учебное занятие.
Урок, как основная форма организации обучения учащихся, прошел длительный путь своего становления и совершенствования.
Гуманное проявление современного учебного занятия можно наблюдать в самом его начале: педагог обращается с учащимися с приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого пригодится не только при дальнейшей работе, но и в жизни. Преподаватель с первых минут стремится обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на учебном занятии создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное учение.
В центре внимания на современном уроке находится учащийся, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создается условия развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.
Важен психологический климат учебного занятия, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое преподавателя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения преподавателя и учащихся, моральные нормы и интересы.
В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона учебной группы. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:
- дружеское единение в системе «преподаватель - учащийся». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
- проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого учащегося;
- защищенность всех членов учебной группы. Ни один учащийся не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
- разумная и полезная деятельность всех на учебном занятии;
- умение быть сдержанным в движениях, словах.
Позиция педагога на учебном занятии, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово преподавателя. Еще А.С. Макаренко говорил: «…Нужно уметь сказать так, чтобы учащиеся в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».
Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:
- преподаватель должен входить в аудиторию с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с учащимися параллель. Преподавателю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с учащимися в доброжелательной форме;
- любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме;
- педагог должен знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию.