Assign modules on offcanvas module position to make them visible in the sidebar.

E-mail: info@ogmk.by   ι   Тел.: 8 (0216) 54-78-28

 

Преподаватель и отметка


prepiotmetkaПреподаватель, набравшись мудрости и терпения, использует в процессе обучения принцип управления успехом: тщательно отслеживает мельчайшие изменения к лучшему в поступках, поведении, познавательной деятельности учащегося и постоянно находит возможности, эффективные шаги для усиления и поддержки. Одобрение и ободрение - два похожих слова играют решающую роль в обеспечении учебного успеха учащихся.

Отметке предшествует определенная деятельность учащихся, и именно эта деятельность должна быть оценена. Отметка - своего рода символ и в тоже время мерило, позволяющее определить степень успешности обучения.

Не стоит придавать отметке роль инквизиторского топора. Важно, чтобы цифра не заслоняла человека. Оцениваются не решение,  не выполнение задания, не ответ, а достижения учащегося, его умение пользоваться полученными знаниями для извлечения новых. Отметка должна позволить преподавателю увидеть свои и ученические пробелы и возможные шаги для успешной коррекции. Оценивается не учащийся, а его деятельность.

Лучше использовать разнообразный инструментарий при оценивании знаний учащихся: обучающий зачет, семинары, творческие работы.

Оценка может быть количественной и качественной. Наряду с выставленным баллом и значительно важнее балла развернутая характеристика успехов учащегося.

Отметка должна стимулировать деятельность учащегося, а значит, выставление отметки должно сопровождаться энергетически мощным преподавательским импульсом, позволяющим учащемуся поверить в свои силы, испытать удовольствие от поощрения.

Справедливость при выставлении отметки выступает как наиболее значимый фактор [особенно с точки зрения учащихся].

К сожалению, довольно часто, несмотря на частокол отметок в журнале, преподаватель не имеет ни малейшего представления о фактических знаниях учащегося, то есть отметка выставляется ради формального, требуемого администрацией, так называемого накопления отметок.    
При оценивании деятельности учащегося важно учитывать, что отметка, выставляемая на учебном занятии, отмечает лишь то, что на данный момент учащийся запомнил, сделал, сказал.

Отметка фактически должна дать ответ на главные вопросы:

  - носят ли знания учащегося системный характер;
  - насколько учащийся глубоко понимает изученный материал;
  - интересно ли учащемуся заниматься этой дисциплиной;
  - практико-ориентированная ценность знаний [возможность использовать их на практике];
  - как связана репродуктивная и практически творческая деятельность учащихся.

  Агрессивное воспитание, основанное на крике, ужесточение требований приводит к двоякому результату: ребенок, возможно, запомнит необходимый материал, но будет испытывать к предмету и к авторитарно организованной деятельности устойчивое отвращение. Устойчивая негативная эмоциональная и смысловая окраска в процессе возбуждения доминантных очагов в мозге приводит к динамическому стереотипу, к такой реакции на бурный, злой, резкий раздражитель, которая характеризуется страхом, агрессией, ответной злостью, сопротивлением даже в том случае, когда истина вроде бы очевидна.

Агрессия преподавателя связана, как правило, с педагогическим бессилием, однообразием  его методического арсенала в широком смысле и неготовностью к каждому данному уроку - в узком. Нередко агрессивность преподавателя связана с неверно выбранными жизненными и профессиональными установками:
                     
"Не хватало еще, чтобы я тратил на них свое здоровье [силы, нервы, жизнь]".
"Каждый раз думаю, что надо бы сходить в библиотеку, получше подготовиться к урокам, найти какие-нибудь изюминки, да все некогда, заедает текучка, то-се, пятое-десятое".
"Я им задаю по пол-учебника разом, пусть учат, нечего по улицам шататься".
"Значительное количество учащихся в каждой группе или неспособны к моей дисциплине, или не нуждаются в ней".

Очевидно, что эти и другие достаточно известные установки и рассуждения прикрывают несостоятельность преподавателя . В зависимости от того, какой подход исповедует преподаватель, можно судить о его нравственной позиции, об уровне его профессионализма. Если преподаватель с известной долей злорадства, как бы мстя учащемуся за свои собственные неуспехи, выискивает в каждой детской работе или высказывании ошибки, а не достоинства, недостатки, а не приобретения, то психологический климат на учебных занятиях у такого преподавателя тягучий, вязкий, успехи в обучении замедленны и невыразительны.

По-другому выглядит работа преподавателя, умеющего сочетать системно выстроенные педагогические требования с добрым, чутким вниманием к запросам, интересам, способностям ребенка.

Повышение учебной мотивации


Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности преподавателя. В самом названии «методы стимулирования и мотивации» находит отражение единство деятельности преподавателя и учащихся: стимулов преподавателя и изменение мотивации учащихся.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов, организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством преподавателя.

1. По возможности стараться на учебном занятии обратиться к каждому учащемуся не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятое.

2. Ставить отметку учащемуся не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах учебного занятия).

3. Постоянно  и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание воображение и т.д. Основная задача каждого преподавателя - не только научить, а развивать мышление учащегося средствами своей учебной дисциплины.

4. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего учебного занятия, как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

5. Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учащихся к теме урока.

6. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес учащихся к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Учащиеся проявляют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.

7. Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей учащихся, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

8. Неизменно воодушевляет учащихся введение в образовательный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Учебное занятие глазами психолога


Каждое учебное занятие должно быть развивающим, а это предполагает:
1. Развитие психических процессов, качеств и свойств личности:
 
наблюдательность,  эмоциональной и  образной   памяти, логического и образного мышления, личностного отношения к воспринимаемому материалу;
нравственное обогащение учащихся, формирование мировоззрения, развитие интересов, способностей, духовных потребностей, умения творить.
 
2. Для продуктивной деятельности учащихся на учебном занятии  необходима благоприятная эмоциональная обстановка. Этому способствует такая деятельность и взаимоотношения преподавателя и учащегося, которые бы вызывали положительные эмоции (восхищение, удивление, радость и т.д.). Назначение учебного занятия - развитие личности в целом.
 
3. Чтобы восприятие материала было целенаправленным, активным, необходимо:
 
делать преподавание не собирающим, а проблемным;
учить учащихся видеть в учебной теме различные взаимосвязи, отношения;
использовать предыдущие знания учащихся;
пользоваться наглядностью;
выражать личное отношение к объясняемому;
способствовать восприятию материала четкой, логичной, эмоциональной преподавательской речью;
не бояться на учебном занятии юмора, смеха.

 

Приемы создания ситуации успеха


situatsiyauspeha1. Снятие страха. Используют для преодоления неуверенности в себе  и боязнь за отрицательную оценку. («Ты справишься с этим заданием», «Если не справишься, не страшно, будем искать другие способы решения»).

2. Персональная исключительность. Такой прием создания ситуации успеха, который заключается в возложении ответственности за успех будущего дела а конкретного учащегося. («Надежда только на тебя»).

3. Скрытая инструкция. Помощь, оказываемая учащемуся, осуществляется в неявном для него виде. Этот прием инициирует в сознании учащегося представления о путях решения проблемы. (Скрытая инструкция «Тебе конечно известно, что …», «Обычно решение этого задания начинают с …»).

4. Педагогическое авансирование. Наделение учащегося положительными качествами  и оглашение этих достоинств. (Работа  в «зоне ближайшего развития»).

5. Педагогическое внушение. Экспрессивный, эмоционально и интонационно насыщенный, мимически оформленный и пластически отраженный способ убеждения учащегося в большой вере в него.

6. Оценка деталей. Его особенность заключается в том, что высокую оценку дают не всей деятельности, совершенной  учащимся, а только отдельному фрагменту. («Лучше всего тебе удалось…»).

 

Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся в образовательном  процессе


К индивидуально-психологическим особенностям личности относятся темперамент, характер и способности. Остановимся на типологических особенностях учащихся, которые связаны с темпераментом и образуют биологическую основу личности.

Под темпераментом понимают индивидуально-психологические особенности психики, определяющие динамику протекания психических процессов, общую подвижность и эмоциональную возбудимость. Темперамент обусловлен врожденным типом ВНД, поэтому, проявляясь в раннем детстве, остается практически неизменным и в зрелом возрасте.

Педагогу следует помнить, что темперамент не определяет фиксированных форм поведения, но образует почву, на которой легче складываются те или иные формы поведения. Свойства нервной системы не могут влиять непосредственно на то, что усваивает человек, но они влияют на то, как идет процесс усвоения.

Знание этих особенностей поможет найти педагогу, воспитателю наиболее адекватные приемы работы сучащимися, а также предусмотреть, в каких учебных ситуациях они могут испытывать затруднения. Рассмотрим такие ситуации и возможные пути преодоления возникающих трудностей.

Ситуации, вызывающие затруднения у представителей слабой нервной системы:

а) педагог быстро задает вопросы и требует немедленного ответа;
б) педагог задает неожиданный вопрос, требующий устного ответа;
в) длительная, напряженная работа;
г) ответственная, эмоционально напряженная работа, ограниченная во времени;
д) работа после отрицательной оценки, резкого замечания;
е) работа, требующая распределения внимания;
ж) шум, неспокойная обстановка, отвлечение внимания;
з) усвоение на занятии большого и разнообразного материала;
и) работа с несдержанным, вспыльчивым педагогом.

Приемы, облегчающие деятельность учащихся со слабой нервной системой:

а) давать достаточно времени для подготовки ответа;
б) предоставлять возможность ответить в письменном виде;
в) разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно;
г) не вызывать такого учащегося отвечать новый материал сразу после объяснения;
д) формировать уверенность в своих силах;
е) осторожно оценивать неудачи;
ж) при подготовке ответа дать время для его самостоятельной проверки;
з) создавать во время занятий спокойную обстановку с минимумом отвлечений.

Ситуации, вызывающие затруднения у учащихся с инертной нервной системой:

а) педагог предлагает разнообразные задания, быстро сменяющие друг друга;
б) материал подается в высоком темпе, без возможности уяснять последовательность вопросов;
в) работа с частыми отвлечениями (например, на чью-либо реплику);
г) требование быстрого ответа на неожиданный вопрос;
д) необходимость быстро переключать внимание;
е) оценивание продуктивности усвоения на первых порах заучивания;
ж) задание на сообразительность, которое нужно выполнить быстро.

Приемы, облегчающие деятельность учащихся с инертной нервной системой:

а) не требовать немедленного включения в работу;
б) не требовать активного выполнения разнообразных заданий;
в) не требовать быстрого изменения неудачных формулировок;
г) не вызывать таких учащихся отвечать в самом начале урока;
д) давать время на обдумывание ответа;
е) при выполнении задания не отвлекать учащегося;
ж) не опрашивать по новому материалу сразу после объяснения.

Индивидуальные различия в свойствах нервной системы присущи не только учащимся, но и педагогам. Учителю-«скоростнику» нужно проявлять выдержку, особенно когда он сталкивается с инертным учащимся. Нужна выдержка и медлительному учителю в тех случаях, когда некоторые учащиеся склонны к быстрому реагированию, к постоянной смене занятий, к повышенной общительности.

2023by

PATRIOT

cybersecurity00

plakat karty

job uch

qjueo96kho