СИЛА ВЕЛИКОГО ОБМАНА, ИЛИ ПОЧЕМУ ДЕТИ ПЬЮТ?
(ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ)
Можно выделить две условные модели знакомства человека с "зеленым змием".
Первая модель. Очень часто ребенок сталкивается с алкоголем уже в 5-10-летнем возрасте, когда впервые начинает понимать, что взрослые, а значит, авторитетные для него люди, употребляют напиток, который ему (пока он не стал взрослым) употреблять запрещено. Причем этот напиток (ребенок еще не дифференцирует его ни по качеству, ни по количеству) употребляется в самых торжественных случаях: дни рождения, праздники, и в первую очередь Новый год, а также когда происходят особо печальные события. На всем протяжении своего развития ребенок через взрослых получает опыт общения с алкоголем. Он видит, что алкоголь расслабляет, раскрепощает, делает взрослых людей веселыми и коммуникабельными, способствует снятию стресса, напряжения. Позитивные свойства действия алкоголя фиксируются и запоминаются.
Вторая модель – более жесткое и принудительное приобщение к алкоголю – пример из жизни: каждый праздник, а они бывали часто в этой семье, отец наливал своему 5-летнему сыну стопку водки и давал выпить. Ребенка удивляла реакция гостей, и ему нравилось быть в центре внимания, а все остальное воспринималось как естественный процесс (как будто так и должно быть). Таким образом, уже с самого детства формировался ритуал употребления столь уважаемого и почитаемого продукта. Следует отметить, что в семьях «культурно пьющих» процесс "взращивания" будущих алкоголиков идет не менее интенсивно, чем в семьях, пьющих много, часто и запойно. Именно здесь красивый, торжественно обставленный ритуал употребления алкоголя приводит к формированию у ребенка устойчивой положительной доминанты на употребление спиртных напитков.
С юных лет мальчишки и девчонки спорят, что полезнее: сухие, крепленые вина или водка. Как полезнее принимать спиртное: редко, но большими дозами, или часто, но маленькими. Заметьте, они не спорят: принимать или не принимать. Интересуют только детали. Вопрос о приеме уже решен однозначно. Простота использования и доступность алкоголя делают его вне конкуренции. Постепенно человек привыкает к мысли, что если нужно расслабиться или снять стресс, есть только один способ – алкоголь. Если необходимо познакомиться с девушкой или вступить в интимные отношения, тоже есть только один верный способ – алкоголь. А как не принимать алкоголь в компании? Ведь будешь белой вороной. Более того, самым простейшим, самым примитивнейшим способом получения мнимых, иллюзорных запасов адаптационной энергии также является пьянство. Не в силах справиться с нелегкой задачей приведения реальной действительности в соответствие со своими взглядами на природу вещей, слабый, восприимчивый, мнительный человек находит именно этот легкодоступный путь к ложному спокойствию. И на короткое время алкоголь, бесспорно, снимает интеллектуальное и нервное напряжение. Как писал Джек Лондон: "Телу он дает ложную силу, духу – ложный подъем, а все окружающее заставляет казаться несравненно прекраснее, чем оно есть на самом деле". Но плата за эту медвежью услугу взимается поистине двойная.
Многие люди, регулярно употребляющие алкоголь, склонны считать, что они независимы от него. Употребление алкоголя более 12 раз в году – это уже зависимость. Зависимость от способа отмечать праздники, дни рождения, расслабляться и т.п. Втягивание в зависимость происходит тогда, когда приобретенный личный опыт воздействия алкоголя оценивается не критически или положительно. Ложный друг-алкоголь, "помогая" отдыхать, развлекаться, общаться или горевать, подталкивает человека к повторению и учащению употребления спиртных напитков.
Мы, взрослые, в ответе за здоровье подрастающего поколения. Недостатки воспитания – вина, в первую очередь, родителей. Здесь незачем кивать на педагогов. Педагоги не только дают учащимся знания, но и воспитывают у них нравственные ценности, высшие идеалы. Но если это не подкрепляется примером родителей, усилия педагогов могут оказаться тщетными. Практика показывает, что алкоголиками обычно становятся подростки из неблагополучных семей; имеется в виду не формальное благополучие – материальный достаток и непьющие родители, а психологический климат в семье. Если у родителей нет доверительных отношений с ребенком, то такая семья неблагополучна.
Полученный опыт позволяет утверждать, что подростки из семей с хорошим эмоциональным и психологическим климатом, где родители в контакте со своим ребенком, в курсе проблем, свойственных данному возрасту, уважают его права как личности, как правило, не становятся алкоголиками. Если всего этого в семье нет, то родители плохие помощники в борьбе за своего ребенка. В таком важном деле, как предупреждение алкоголизма у подростков, необходимы совместные усилия всех взрослых. Если мы будем кивать друг на друга, искать виновных и действовать разобщенно, мы не продвинемся в решении этой чрезвычайно важной проблемы.
Наша общая задача – вырастить психически здоровое, полноценное поколение. Не надо ставить задачу излечить всех, а стараться помочь хотя бы тем, кому можно реально помочь сегодня. Профилактика этих заболеваний дело трудное, порой неблагодарное, но дело чести каждого взрослого внести свою лепту в решение данной проблемы.
Когда тебе всего 16, кажется, что здоровье, сила, молодость и сама жизнь бесконечны.
А ведь нет ничего более хрупкого, чем жизнь и здоровье, истинная ценность которых осознается на грани потери. Это бесценный дар природы, который берешь на время, отдаешь навсегда.