СИСТЕМА МЕТАФОР В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И КОРРЕКЦИИ
Система метафорических образов служит психологам, психотерапевтам и педагогам как техника психологической помощи и обучения. Она признана как особое явление в человеческой культуре, как мультидисциплинарная система, как носитель важнейшей информации.
Особенностью работы в системе метафоры является взаимодействие на ценностном уровне.
Ведущими идеями метафоры являются:
- осознание своих возможностей, потенциала и ценности собственной жизни;
- понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
- познание разных стилей мироощущения;
- осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
- внутренне ощущение силы и гармонии.
Этимологическая метафора происходит от греческого metaphora – «перенос».
Метафора помогает использовать имеющийся у человека опыт для осмысления его нового опыта. М. Эриксон полагал, что люди обладают достаточными способностями для того, чтобы разрешать встающие перед ними проблемы.
Использование метафоры изменения очень эффективно при работе с учащимися девиантно-делинкветного поведения подростков и юношеского возраста; оно позволяет преодолеть имеющиеся трудности и восстановить нормальный ход развития. Но метафора изменения может быть эффективно использована в работе не только с проблемными подростками, но и с людьми различной возрастной категории с целью реализации центральной задачи возрастных кризисов. Задачей возраста в данном случае является глобальное изменение, затрагивающее все области жизни. Метафора при этом используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов личности.
Метафоры делятся на терапевтические и объясняющие. Задача терапевтических метафор – помочь человеку решить проблему, объясняющих – помочь понять ее.
Метафорой может быть:
1. Прямая аналогия
2. История
3. Личный опыт
4. Притча
5. Анекдот
6. Пословица, поговорка
7. Легенда
8. Тост
9. Сказка
10. Афоризм