Факторы создания благоприятного психологического климата учебных занятий
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает учебное занятие.
Урок, как основная форма организации обучения учащихся, прошел длительный путь своего становления и совершенствования.
Гуманное проявление современного учебного занятия можно наблюдать в самом его начале: педагог обращается с учащимися с приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого пригодится не только при дальнейшей работе, но и в жизни. Преподаватель с первых минут стремится обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на учебном занятии создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное учение.
В центре внимания на современном уроке находится учащийся, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создается условия развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.
Важен психологический климат учебного занятия, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое преподавателя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения преподавателя и учащихся, моральные нормы и интересы.
В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона учебной группы. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:
- дружеское единение в системе «преподаватель - учащийся». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
- проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого учащегося;
- защищенность всех членов учебной группы. Ни один учащийся не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
- разумная и полезная деятельность всех на учебном занятии;
- умение быть сдержанным в движениях, словах.
Позиция педагога на учебном занятии, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово преподавателя. Еще А.С. Макаренко говорил: «…Нужно уметь сказать так, чтобы учащиеся в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».
Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:
- преподаватель должен входить в аудиторию с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с учащимися параллель. Преподавателю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с учащимися в доброжелательной форме;
- любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме;
- педагог должен знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию.
Что необходимо учитывать преподавателям при организации образовательного процесса?
При организации учебного процесса учащемуся иногда требуется организующая и стимулирующая помощь на этапе осмысления задачи.
При изучении нового или трудного материала его лучше предлагать в первой половине урока.
При возникновении затруднений при выполнении задания следует еще раз повторить сложный материал.
Наиболее сложные моменты учебного материала желательно повторить устно и предложить зрительные опоры.
При появлении признаков утомления следует сменить вид деятельности.
Для преодоления тревожности учащемуся желательно предлагать те виды заданий (предоставляя возможность консультироваться с педагогом), которые предполагают использование нестандартных методов решения и в которых учащийся может быть наиболее успешен.
Давая оценку деятельности, критические замечания лучше высказывать конфиденциально и обязательно аргументировать.
Полезно побуждать учащихся давать самостоятельную оценку своим результатам, объясняя свою точку зрения.
Необходимо давать возможность самовыражения в наиболее успешных видах деятельности, всемерно поощряя реальные достижения.
Следует иметь в виду, что внешние поведенческие проявления ребенка часто не соответствуют его внутреннему душевному состоянию.
Портрет современного юношества
Они любят быть непохожими на взрослых.
Они не стремятся избегать опасности.
Они надеются на удачу.
Они не нуждаются в советах и убеждениях.
Они хотят свободы, любви и денег.
Они хотят обсуждать свои проблемы в кругу своих сверстников.
Они не считают себя виноватыми в содеянном нарушении.
Они редко обращаются за помощью к кураторам, специалистам.
Да, они такие, и нам с ними работать.
Как? И на этот вопрос тоже можно найти ответ.
Юность - это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью (зрелостью), последний период детства и первый период взрослости, период ранней молодости. Юношеский возраст длится у девушек от 16 до 20 лет, у юношей - от 17 до 21 года.
Психологическая характеристика юношеского возраста
Главной характеристикой юношеского возраста является то, что в этот возрастной период осуществляется окончательный переход к зрелости личности, завершается формирование устойчивых черт личности. Если в подростковом возрасте, в котором начинается переход от детства к взрослости, преобладают, как правило, детские черты и возникают лишь первые взрослые проявления, то в юношеском возрасте детских черт уже крайне мало, и за время протекания юношеского периода эти черты в норме исчезают полностью. В течение юношеского возраста человек достигает полной личностной и социальной зрелости.
Достижение зрелости осуществляется во всех сферах и структурных компонентах личности - потребностно-мотивационной, волевой, эмоциональной, достигают максимального развития интеллект, творческие способности и т.д.
Основными психологическими особенностями юношеского возраста являются:
1. Самоопределение, становление самосознания. Ведущей деятельностью юности является поиск своего места в жизни. Этот период связан с началом профессионального и личностного самоопределения: именно в юности осуществляются окончание школы, выбор профессии, профессиональное обучение, начало трудовой деятельности. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). Основные новообразования юношеского возраста - это осознание самого себя как целостной, многомерной личности, появление жизненных планов. Изменяется и самооценка юношей и девушек: в юношеском возрасте развитие самооценки идет в направлении повышения ее цельности и интегрированности, с одной стороны, и дифференцированности, с другой.
2. Становление мировоззрения. В юношеском возрасте происходит становление нравственных ориентиров восприятия действительности. Среди тех нравственных проблем, которые тревожат юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности. Они охватывают круг нравственных вопросов, правильность решения которых выходит за пределы личных или интимных межличностных отношений и затрагивает человеческое существование в целом. К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью. Наряду с вопросами морали мировоззрение человека включает в себя социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию юношеского возраста личность уже обладает сложившимся мировоззрением как целостной системой взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему.
3. Принятие всего комплекса социальных ролей взрослого человека и овладение ими (на основе личностного и профессионального самоопределения). Именно в юности человек обретает независимость и осознанно берет на себя социальные обязательства. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выбор спутника жизни, создание семьи.
4. Окончательное формирование собственной позиции в межличностных отношениях, тесно связанное с формированием личности. В юности процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств . Нередко именно в юности человек испытывает первую любовь.
5. Стабилизация психических состояний (в сравнении с подростковым возрастом): в ранней юности по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, повышаются их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит определенная стабилизация внутренней жизни, что, в частности, проявляется в снижении уровня тревожности от подросткового до раннего юношеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.
Таким образом, обобщая, можно сказать, что в юности осуществляется формирование личности как системы отношений: юность стремится сформировать внутреннюю по¬зицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.
При этом в юношеском возрасте в большинстве случаев все же проявляются определенные инфантильные черты. Так, например, выбор профессии не всегда является достаточно продуманным и окончательным, на психологические состояния нередко влияет избыточная эмоциональность и т.п.
Таким образом, юношеский возраст является одним из важнейших в жизни человека. Многие качества личности, сформированные в юношеском возрасте, и принятые в этот период решения оказывают влияние на всю дальнейшую судьбу человека.
В работе с учащимися учитываем тип темперамента
Холерик - резкая смена настроений, повышенная эмоциональная реактивность и возбудимость (до вспыльчивости и агрессии). Быстрый темп в движении и речи. Прямолинейность. Способен преодолевать значительные трудности. Наибольшей результативности достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.
РЕКОМЕНДАЦИИ: полезно контролировать деятельность. Недопустимы резкость и несдержанность, так как могут вызвать ответную реакцию. Необходима требовательность. Оценка энергичная (допускается отрицательная).
Сангвиник - легкая приспособляемость к изменяющимся условиям, повышенная контактность с окружающими. Чувства легко возникают и быстро сменяются. Быстро образуются временные связи, стереотипы подвижны. Способен к быстрому переключению внимания и деятельности. Подходит деятельность, требующая быстрых реакций, значительных усилий, внимания.
РЕКОМЕНДАЦИИ: непрерывно ставить новые, интересные задачи, требующие сосредоточения и напряжения. Необходимо постоянно включать в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.
Флегматик - реакции замедленные, настроение устойчиво. Проявляет настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельность несколько замедлены. Стереотипы мало подвижны, и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Наиболее успешен в деятельности, где требуется равномерное напряжение сил, усидчивость внимания и большое терпение.
РЕКОМЕНДАЦИИ: нужно вовлечь его в активную деятельность и заинтересовать. он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую.
Меланхолик - повышенная ранимость, склонность к глубоким переживаниям.
Особенности поведения учащихся
с различным уровнем самооценки
Адекватная - особенности поведения: активность, общительность, оптимизм. Отношение к ошибкам: своим и чужим - в целом - адекватное; могут огорчиться, свои стараются исправить, чужим сочувствуют.
Высокая - особенности поведения: стремление к успехам в разных видах деятельности, уверенность в своих силах. Отношение к своим ошибкам: чаще предпочтут не исправить, а забыть, не думать о них. Отношение к чужим ошибкам: сравнительно безразлично.
Завышенная - особенности поведения: высокомерие, бестактность. Переоценка своих возможностей, недооценка чужих. Отношение к своим ошибкам: считают случайными, вызванными посторонними факторами («плохо себя чувствовал», «преподаватель придирался»). Отношение к чужим ошибкам: считают закономерными, само собой разумеющимися.
Низкая - особенности поведения: неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность. Отношение к своим ошибкам: переживают, не стремятся исправить. Отношение к чужим ошибкам: сравнительно безразлично.
Заниженная - особенности поведения: пассивность, замкнутость. Постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих. Отношение к своим ошибкам: считают закономерными, воспринимают как должное. Отношение к чужим ошибкам: оправдывают, считают случайными.
Как научить учиться?
Они любят быть непохожими на взрослых.
Они не стремятся избегать опасности.
Они надеются на себя и свою компанию.
Они надеются на удачу.
Они не нуждаются в советах и убеждениях.
Они хотят получать больше новой (современной) информации.
Они могут прогулять учебные занятия, но сессию сдать без «хвостов».
Они редко обращаются за помощью к преподавателям, специалистам.
Да, они такие, и нам с ними работать.
Как? И на этот вопрос тоже можно найти ответ.
Ни один наставник не должен забывать,
что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.
К.Д. Ушинский.
Обучающая деятельность преподавателя - это прежде всего грамотная организация учебных действий учащихся, обучение умению учиться. Что для этого необходимо предпринять?
1. Прежде чем учить и чтобы научить, нужно добиться того, чтобы учащиеся хотели, желали, стремились учиться, т.е. имели действенный МОТИВ, иначе будет не активная и добровольная учебная работа, а формальное, принудительное занятие неинтересным делом, которое чаще всего будет казаться учащимся ненужным
2. «Деловой мотив» - так условно назван мотив, когда учащийся проявляет определенную активность в учебной деятельности в расчете на какое-нибудь вознаграждение (чаще всего моральное, но иногда и материальное), будь то хорошая отметка, просто похвала преподавателя. Подобный мотив назван «деловым» потому, что психологически в своей основе он имеет некоторое подобие торга: «что мне причитается за хорошую работу?» Такой деловой мотив, конечно, не является самым желательным, т.к. не обеспечивает глубокого и сознательного овладения учащимся теоретическим содержанием учебных дисциплин с «дальним прицелом» - для жизни, для будущей практической деятельности, чтобы стать профессиональным специалистом.
3. «Состязательная», или, как ее называют, «спортивная» мотивация. Суть ее в том, что учащийся старается учиться не хуже других или, если имеются возможности, то и лучше всех. Характерно, что учащийся может вовсе не испытывать положительных эмоций по отношению к изучаемому материалу, ли проявлять к нему избирательное отношение: что-то ему нравится, что-то не очень или что-то совсем не нравится, но надо все равно учить. Таким образом, данная мотивация может мобилизовать волевые усилия учащегося и безусловно активизирует учебную деятельность. Но здесь на первом месте он сам, учащийся, которому важно быть если уж не самым лучшим, то уж никак не последним.
4. Познавательный интерес - является мотивом подлинно внутренним, психологически присущим самому процессу познавательной, учебной деятельности. Формирование познавательного интереса как основного мотива учебной деятельности учащихся является первой задачей преподавателя. От этого зависит и успеваемость, и дисциплина, и воспитание учащихся, так как при наличии интереса они сами будут изо всех сил стараться быть лучше и не будет нужды заставлять их учиться.
Основные психологические условия для возникновения познавательного интереса:
1) новизна;
2) знания осознаются как полезные для учащихся (личностный смысл);
3) на учебном занятии царит творческая обстановка мыслительного поиска недостающих знаний при решении учебных задач;
4) активность поисковых действий получает положительную оценку;
5) на уроке складывается ситуация творческого конкурса.
Педагогам
• ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ЮНОШЕСТВА
• КАК НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ?
• ЧТО НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА?
• ФАКТОРЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
• УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
• УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГА
• ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА
• ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
• ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И ОТМЕТКА
• ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
• РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ ПРИ РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ
• РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ, СКЛОННЫМИ К ИСТЕРИЧЕСКИМ РЕАКЦИЯМ И ДЕМОНСТРАТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
• РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ УЧАЩИМИСЯ
• РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ СО СТЕСНИТЕЛЬНЫМИ И ЗАСТЕНЧИВЫМИ УЧАЩИМИСЯ
• ПОШАГОВАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ
• СОВЕТЫ КУРАТОРУ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
• РЕКОМЕНДЦИИ КУРАТОРУ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ СИРОТСКОЙ КАТЕГОРИИ
• ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ СИРОТСКОЙ КАТЕГОРИИ
• ПАМЯТКА КУРАТОРУ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ
• РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ
• РЕКОМЕНДАЦИИ КУРАТОРУ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
• ПРИЕМЫ ОКАЗАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
• РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОНФЛИКТОВ
• ПАМЯТКА КУРАТОРУ «ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ НАЧАЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ И НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ УЧАЩИМИСЯ»
• ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ
• РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАСТРОЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
• ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ. «ВИРТУАЛЬНЫЙ ТЕРРОР - НАНЕСЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕДА МОЛОДЕЖИ»
• ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ
• ОСТАНОВИМ СПИД ВМЕСТЕ
• ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО. МИЛОСЕРДИЕ. ЗДОРОВЬЕ.
• ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА КАК ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»
• «ЗДОРОВЫЙ Я - ЗДОРОВАЯ СТРАНА». МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ ЗОЖ
• ПОМОГИ СЕБЕ И КАЖДОМУ
• МЕДИЦИНСКИЙ КВЕСТ «ГОВОРИМ ЗДОРОВЬЮ – ДА!», ПРИУРОЧЕННЫЙ КО ДНЮ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
Подкатегории
СППС-Колечкова И.Н. - Магия психологии
Магия психологии