- Памятка куратору «общие признаки начала употребления
- психоактивных и наркотических веществ учащимися»
- Общие признаки начала употребления психоактивных и наркотических веществ подростками:
Снижение интереса к учебе, к обычным увлечениям.
Появляется отчужденность, эмоционально холодное отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость.
Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.
Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения больших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.
Тенденция общаться по преимуществу с людьми, которые заведомо употребляют наркотики и/или другие психоактивные вещества.
Наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток из под таблеток небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта.
Изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства, периодически тошнота, рвота.
Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражение на коже, слизистых оболочках.
Беспричинное сужение или расширение зрачков.
Решающим признаком употребления учащимся психоактивных и наркотических средств является выявление состояния наркотического одурманивания, установленного врачом, в частности, психиатром-наркологом.
Тактичность и осторожность в работе с учащимся, имеющим наркологические проблемы, являются обязательным правилом, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и, в свою очередь к их реальному употреблению.
Если возникли подозрения на то, что учащийся употребляет наркотические вещества (психотропные, одурманивающие), то наиболее оправданы следующие действия:
1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам учащегося.
2. При подозрении на групповое употребление наркотических веществ необходимо провести беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.
3. Организовать индивидуальные встречи учащегося и их родителей с врачом психиатром-наркологом наркологического кабинета.
4. Предоставить учащимся и их родителям информацию о возможности обследования, оказания психологической и социальной помощи, указать адреса и телефоны.
Если возникли подозрения на то, что учащийся находится в состоянии опьянения в связи с употреблением наркотических веществ (психотропных, одурманивающих):
1. Срочно вызвать медицинского работника колледжа. Медработник должен оценить общее состояние учащегося и зафиксировать данные осмотра в медицинской карте.
2. Если общее состояние обучающегося оценивается как состояние острого наркотического опьянения - вызвать бригаду скорой помощи.
3. Проинформировать о случившемся администрацию колледжа.
4. Известить родителей учащегося или лиц, их заменяющих, о случившемся.
5. Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления токсических веществ.
Алгоритм действий при выявлении несовершеннолетнего, находящегося в состоянии острого отравления наркотическими веществами (психотропными, одурманивающими):
Признаками острого отравления являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на раздражители, рвота.
При остром отравлении важно вовремя оказать первую помощь и вызвать скорую медицинскую помощь.
Этапы оказания первой помощи при отравлении наркотическими веществами (психотропными, одурманивающими):
1. Вызвать скорую медицинскую помощь.
2. Уложить пострадавшего с приподнятой верхней половиной туловища и повернутой на бок головой.
3. Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс.
4. Тщательно осмотреть состояния кожных покровов.
5. Следить за характером дыхания до прибытия врача.
6. При частоте дыхательных движений меньше 8-10 раз в 1 минуту - искусственное дыхание «изо рта в рот».
Рекомендации по предупреждению конфликтов
1. Быть объективными в оценке знаний учащихся, использовать методы поощрения за высокую их работоспособность и успехи в учебе и коллективной деятельности;
2. Не оскорблять человеческое достоинство учащегося, его родителей и друзей;
3. Избегать публичной критики учащегося при допущении им ошибок или неадекватном поведении;
4. Не переносить оценку проступка на личность учащегося;
5. Анализировать собственное поведение, сопереживая вместе со своими коллегами и учащимися их душевному состоянию.
2. Поощрение, подбадривание в ситуации экзаменов учащихся с высокой неуверенностью в себе, снятие перед экзаменом состояния страха, который снижает их возможности, сковывает память, мышление; перед экзаменами таких учащихся надо поощрить, вселить уверенность в своих силах. У ряда слабоуспевающих учащихся в ситуации экзамена наблюдается ухудшение внимания, памяти, мышления, их возможности резко снижаются, знания забываются. По этой причине бывают низкие оценки в действительности способных учащихся.
3. Беседы, направленные на преодоление излишней уверенности в себе (понижение уровня самооценки). В среде средних и даже слабых учащихся есть категория лиц, явно переоценивающих свои возможности. У них нет ни выраженных сильных сторон, ни выраженного интереса к учебе. В процессе общения с ними куратору необходимо попытаться сформировать у них здоровую озабоченность перед предстоящей сессией, критичность по отношению к собственным возможностям, проиллюстрировать на ситуациях их учебной деятельности отсутствие у них оснований для высокой самооценки и чувства успокоенности.
4. Информирование первокурсников о том, что именно в начальном году обучения от них требуется максимальное сосредоточение на учебе, систематичность в занятиях.
5. Работа с пассивными учащимися с целью преодоления их собственного стереотипа поведения. Такие учащиеся (не обязательно с низкими способностями, нередко просто запустившие учебу, неуверенные в себе) не решаются обратиться за помощью к преподавателям или товарищам по группе и поэтому накапливают непонятый материал. Проявить активность им мешают боязнь показать свою несообразительность, чувство неловкости. Таким учащимся самим не избавиться от привычки к пассивному поведению. Оно укоренилось, стало стереотипом. Им необходима помощь куратора.
6. Совет ряду учащихся отказаться от посторонних увлечений перед сессией. В ходе индивидуальной работы выясняется, что у некоторых слабых и средних учащихся непомерно велики затраты времени на общение с друзьями и занятия, далекие от учебы.
7. Совет некоторым учащимся преодолевать у себя такие отрицательные качества, как нерегулярность занятий, разбросанность интересов.
8. Информирование учащихся 1 курса о том, что в их среде, возможно, есть лица, которые на начальных этапах обучения могут учиться удовлетворительно или даже плохо, но у которых, тем не менее, имеются специальные способности, проявляющиеся на старших курсах. Эти учащиеся могут отличаться пассивностью, отсутствием интереса к неспециальным дисциплинам, но могут обладать ярко выраженными специальными способностями. В процессе работы с такими учащимися куратору необходимо:
а) помочь проявиться их сильным сторонам (можно, в частности, давать конкретные поручения, при выполнении которых проявились бы соответствующие способности учащихся, и на этой основе изменилось бы отношение к ним внутри группы, повысился их статус среди сокурсников);
б) провести серию бесед с целью убеждения этих учащихся в необходимости более заинтересованно относиться к приобретению знаний на 1 курсе (с точки зрения требований будущей специальности);
в) осуществлять систематический контроль за распределением этими учащимися своего свободного времени.
9. Введение слабого учащегося в коллектив группы, налаживание контакта с товарищами по учебе. По целому ряду причин некоторые слабые учащиеся оказываются изолированными от сокурсников, что уводит их в сторону от группы (а значит, и от учебы). Друзья у них оказываются вне группы, поэтому повлиять на них через группу довольно сложно. В целях налаживания связей таких учащихся с коллегами по учебе куратору необходимо подобрать для них такие поручения, в которых могли бы проявиться их специальные способности (малоочевидные для членов группы). Это повысит авторитет слабых учащихся и укрепит их связь с товарищами по группе.
10. Информирование учащихся о целесообразности их объединения в микрогруппы для самостоятельной работы над учебным материалом (объединение должно осуществляться на базе взаимного тяготения учащихся друг к другу). Такое мышление в микрогруппах пробуждает интерес учащихся к изучаемому предмету и улучшает его усвоение.
11. Обеспечить тесное взаимодействие с теми преподавателями, которые ведут лекционные и практические занятия в курируемой группе, с целью снизить такие недостатки учебного процесса, как излишне быстрый темп изложения учебного материала на некоторых лекциях, недостаточная его конкретность, малое число примеров и т. д. В связи с этим преподавателям могут быть даны советы - снизить темп изложения нового материала, осуществлять поиск более эффективных форм чтения лекций, конкретизировать материал, увеличить число примеров и т. д. Практическая работа по изучению учащихся и управлению ими должна осуществляться совместно с преподавателем, который ведет практические занятия по дисциплине, дающему на 1 курсе наибольший отсев.
Приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения
1. Оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний.
2. Разъяснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения.
3. Обучение (прямое или косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения.
4. Подчеркнуто позитивная критика (если такая необходима) поведения учащегося в диалоге с преподавателем.
5. Демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к учащимся, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем.
6. Предоставление учащимся возможности сориентироваться в ситуации, «собраться с мыслями».
Рекомендации по созданию благоприятного
психологического климата в учебной группе
1. Для создания благоприятных межличностных отношений в группе предпочтительно пользоваться следующими правилами поведения: отказаться от личного оценивания способностей одних и неудач других учащихся; отказаться от прямого сопоставления учащихся; не делать замечаний при всей группе, чаще разговаривать один на один, отмечать маленькие успехи у «слабых» и поощрять их; называть всех по именам и добиваться этого в отношениях между учащимися; постоянно подчеркивать, что отношения в группе определяются не только благополучием, но и теми добрыми поступками, которые совершает че¬ловек для других; чаще общаться с замкнутыми, «неинтересными» учащимися, чтобы вызвать к ним интерес группы; уважительно относиться ко всем личностным проявлениям учащегося; изучать особенности каждой личности как индивидуально, так и при помощи группового взаимодействия; определять мотивы и причины отклонений в поведении учащегося.
2. Для того чтобы завышенная самооценка учащихся не стала причиной конфликта личности, потери контактов с группой, озлобленности, необходимо придерживаться следующей тактики общения: сдержанная похвала при успехах, достижениях, параллельно адекватное признание успехов других учащихся в группе; в индивидуальных беседах подведение учащихся к сопоставлению самооценки своего поведения, своих возможностей с оценкой тех, кто его окружает; написание «характеристики на самого себя»; организация взаимопроверок и самопроверок на занятиях; выставление оценки учащемуся преподавателем с последующим комментарием ее учащимися; целесообразен в этом плане опрос по ролям.
3. Тактика во взаимоотношениях с учащимися с низкой самооценкой может быть следующей: организация отношений с этими учащимися на личном уровне; не допускается сравнение с учащимися группы; сравнение каждого учащегося только с самим собой; стимулировать желание учащегося учиться через сопоставление его успешных ответов (акцентируя на этом внимание) с его менее успешными ответами.
4. По отношению к учащимся, имеющим темперамент меланхолика, для которых характерен высокий уровень интроверсии и нейротизма (замкнутости и чувствительности), низкий уровень активности и темпа психических реак¬ций, рекомендуется использовать следующие правила: не ставить их в ситуацию неожиданных вопросов, которые требуют быстрых ответов; давать возможность на занятиях обдумать вопрос и подготовиться к нему; желательно, чтобы задания со стороны преподавателя предлагались в письменной форме; давать время этой категории учащихся на проверку; по возможности опрашивать их в начале занятий; не требовать от них ответа по новому, только что воспринятому материалу; с целью формирования у учащихся уверенности в своих силах во время опроса заинтересовывать их не только оценкой, но и словами поддержки; осторожно оценивать неудачи у этих учащихся.
Подкатегории
СППС-Колечкова И.Н. - Магия психологии
Магия психологии