2. Поощрение, подбадривание в ситуации экзаменов учащихся с высокой неуверенностью в себе, снятие перед экзаменом состояния страха, который снижает их возможности, сковывает память, мышление; перед экзаменами таких учащихся надо поощрить, вселить уверенность в своих силах. У ряда слабоуспевающих учащихся в ситуации экзамена наблюдается ухудшение внимания, памяти, мышления, их возможности резко снижаются, знания забываются. По этой причине бывают низкие оценки в действительности способных учащихся.
3. Беседы, направленные на преодоление излишней уверенности в себе (понижение уровня самооценки). В среде средних и даже слабых учащихся есть категория лиц, явно переоценивающих свои возможности. У них нет ни выраженных сильных сторон, ни выраженного интереса к учебе. В процессе общения с ними куратору необходимо попытаться сформировать у них здоровую озабоченность перед предстоящей сессией, критичность по отношению к собственным возможностям, проиллюстрировать на ситуациях их учебной деятельности отсутствие у них оснований для высокой самооценки и чувства успокоенности.
4. Информирование первокурсников о том, что именно в начальном году обучения от них требуется максимальное сосредоточение на учебе, систематичность в занятиях.
5. Работа с пассивными учащимися с целью преодоления их собственного стереотипа поведения. Такие учащиеся (не обязательно с низкими способностями, нередко просто запустившие учебу, неуверенные в себе) не решаются обратиться за помощью к преподавателям или товарищам по группе и поэтому накапливают непонятый материал. Проявить активность им мешают боязнь показать свою несообразительность, чувство неловкости. Таким учащимся самим не избавиться от привычки к пассивному поведению. Оно укоренилось, стало стереотипом. Им необходима помощь куратора.
6. Совет ряду учащихся отказаться от посторонних увлечений перед сессией. В ходе индивидуальной работы выясняется, что у некоторых слабых и средних учащихся непомерно велики затраты времени на общение с друзьями и занятия, далекие от учебы.
7. Совет некоторым учащимся преодолевать у себя такие отрицательные качества, как нерегулярность занятий, разбросанность интересов.
8. Информирование учащихся 1 курса о том, что в их среде, возможно, есть лица, которые на начальных этапах обучения могут учиться удовлетворительно или даже плохо, но у которых, тем не менее, имеются специальные способности, проявляющиеся на старших курсах. Эти учащиеся могут отличаться пассивностью, отсутствием интереса к неспециальным дисциплинам, но могут обладать ярко выраженными специальными способностями. В процессе работы с такими учащимися куратору необходимо:
а) помочь проявиться их сильным сторонам (можно, в частности, давать конкретные поручения, при выполнении которых проявились бы соответствующие способности учащихся, и на этой основе изменилось бы отношение к ним внутри группы, повысился их статус среди сокурсников);
б) провести серию бесед с целью убеждения этих учащихся в необходимости более заинтересованно относиться к приобретению знаний на 1 курсе (с точки зрения требований будущей специальности);
в) осуществлять систематический контроль за распределением этими учащимися своего свободного времени.
9. Введение слабого учащегося в коллектив группы, налаживание контакта с товарищами по учебе. По целому ряду причин некоторые слабые учащиеся оказываются изолированными от сокурсников, что уводит их в сторону от группы (а значит, и от учебы). Друзья у них оказываются вне группы, поэтому повлиять на них через группу довольно сложно. В целях налаживания связей таких учащихся с коллегами по учебе куратору необходимо подобрать для них такие поручения, в которых могли бы проявиться их специальные способности (малоочевидные для членов группы). Это повысит авторитет слабых учащихся и укрепит их связь с товарищами по группе.
10. Информирование учащихся о целесообразности их объединения в микрогруппы для самостоятельной работы над учебным материалом (объединение должно осуществляться на базе взаимного тяготения учащихся друг к другу). Такое мышление в микрогруппах пробуждает интерес учащихся к изучаемому предмету и улучшает его усвоение.
11. Обеспечить тесное взаимодействие с теми преподавателями, которые ведут лекционные и практические занятия в курируемой группе, с целью снизить такие недостатки учебного процесса, как излишне быстрый темп изложения учебного материала на некоторых лекциях, недостаточная его конкретность, малое число примеров и т. д. В связи с этим преподавателям могут быть даны советы - снизить темп изложения нового материала, осуществлять поиск более эффективных форм чтения лекций, конкретизировать материал, увеличить число примеров и т. д. Практическая работа по изучению учащихся и управлению ими должна осуществляться совместно с преподавателем, который ведет практические занятия по дисциплине, дающему на 1 курсе наибольший отсев.