ЯБЛОЧНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ, ПРИТЧИ
Душистое яблоко - семечек спелых темница,
Напитано соком, пронизано солнцем насквозь,
Короткого жаркого лета живая частица,
Которую нам до зимы сохранить удалось...
На высоком берегу тихой полноводной реки раскинулся старый яблоневый сад. Весной, сплошь усыпанный белоснежными и чуть розоватыми соцветиями, он представлял собой сказочное зрелище. А к концу лета тут и там среди тёмно-зелёной листвы виднелись наливающиеся душистым соком плоды.
На небольшой ветке одного из никем не считанных деревьев, окружённое подобными себе соседями, созревало круглое яблочко. Подставляя солнцу блестящий бочок, оно с радостью наблюдало, как он краснеет и становится всё румянее. «А ты как было зелёным, так и остаёшься, – беззлобно подтрунивало яблочко над своим соседом, – и когда ты хоть немного порозовеешь?!» Подставляя солнцу блестящий бочок, оно с радостью наблюдало, как он краснеет и становится всё румянее.
А ты как было зелёным, так и остаёшься, – беззлобно подтрунивало яблочко над своим соседом, – и когда ты хоть немного порозовеешь?! В голосе лукавого фрукта слышалась и забота о незадачливом товарище, и самодовольное чувство превосходства над ним. «Что ж, – размышляло про себя яблоко, – не всем дано преуспеть в этой жизни…» – и оно с нескрываемым удовольствием отмечало, что красное пятнышко на его боку сделалось ещё ярче.
Приближался Яблочный Спас. Ася и Танюша выбежали в сад с большой корзиной в руках. «Наберём самых спелых яблок! – Щебетали девочки. – Отнесём их в церковь и освятим!»
«Вот и настал мой час!» – С торжеством подумало яблочко и снисходительно произнесло, почти не глядя в сторону привычно виднеющейся за ближайшим листом бледной щёчки соседа:
Прощай, дружище! Не отчаивайся! Может быть, и твоё время когда-нибудь настанет…» – Оно хотело сказать что-то ещё, но не успело. Ася приподняла ветку, на которой обитали наши знакомые.
Смотри, Танюша! – воскликнула девочка, – оно совсем красное! Только с северной стороны осталось не закрашенное пятнышко!
«Вот и заметили меня…» - с ликующим замиранием сердца подумало наше яблоко и само потянулось к девочке. Но Ася пронесла руку мимо него и… прикоснулась к бледному бочку его молчаливого товарища. И тут наш бедный дружок застыл в изумлении, наблюдая, как его сосед стал медленно поворачиваться, открывая взору потрясённого фрукта залитые ярким румянцем бока.
Алина Сергейчук
Притча «Кто, чем богат»
Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!
Притча «Женщины как яблоки»
Женщины как яблоки. Самые вкусные висят на самой макушке дерева. Многие мужчины не хотят лезть на дерево за вкусными яблоками, потому что они бояться упасть и удариться. Вместо этого они собирают упавшие яблоки с земли, которые не так хороши, но зато доступны. Поэтому яблоки на макушке думают, что с ними что-то не так, хотя на самом деле они великолепны. Им просто нужно дождаться того человека, который не побоится залезть на макушку дерева!!!
Притча «Женщины как яблоки»
Женщины как яблоки. Самые вкусные висят на самой макушке дерева. Многие мужчины не хотят лезть на дерево за вкусными яблоками, потому что они бояться упасть и удариться. Вместо этого они собирают упавшие яблоки с земли, которые не так хороши, но зато доступны. Поэтому яблоки на макушке думают, что с ними что-то не так, хотя на самом деле они великолепны. Им просто нужно дождаться того человека, который не побоится залезть на макушку дерева!!!
Яблочные пословицы и поговорки
-Не расти яблоку на ёлке.
-От яблони – яблоко, а от ели – шишки.
-Здоровое яблоко с ветки не падает.
- Кто яблоко в день съедает, у врача не бывает.
-Яблоки ешь по утрам – не будешь ходить к докторам.
-Красному яблоку червоточинка не в укор.
- Какова яблонька, таковы и яблочки.
-Яблоко от яблони недалеко падает.
-Такая теснота, что яблоку упасть негде.
-В ручках прянички, в щёчках яблочки.
-Нельзя сравнивать грушу с яблоком.
-Не тряси яблока, пока зелено: созреет – само упадёт.
-От одного гнилого яблока весь воз загнивает.
-Криво дерево, да яблоки сладки.
-Червивое яблоко на ветке до первого ветра.
-Яблоко страхом не огородишь.
-Не вырастишь яблоню – не съешь яблока.
-Хочешь съесть яблоко – посади яблоню.
-Не залезешь на дерево – не сорвёшь яблоко.
-С дуба яблочка не снимешь.
-Не круглый год яблонька цветёт.
-Будет пчела на цветке – будет и яблоко на столе.
-Всякое яблоко стремится стать яблоней.
-В чужом саду яблоки всегда слаще!
-Румяное яблочко само себя хвалит.
-Не всякое яблоко сладкое.
-Даже с одной яблони яблоки не бывают одинаково сладкими.
-Кислые яблоки тоже придется съесть.
-Яблоки среди фруктов все равно, что картошка среди овощей.
-Сверху мило, да с нутра гнило.
-Красному яблоку червоточинка не в укор.
-Одно гнилое яблоко может испортить целую корзину спелых яблок.
-Из гнилых яблок не выбирают.
-Для того, чтобы узнать, что яблоко гнилое – не обязательно его съедать целиком.
-И на здоровой яблоне гнилые яблоки бывают.
-Вкусивший спелое наливное яблоко, не станет есть гнилое и червивое.
-Спелое яблоко само с дерева валится.
-Сорванное яблоко обратно не прирастает.
-Яблочко на блюдечке.
-Надкушенное яблочко никому не нужно.
-Не выманишь и золотым яблоком.
-Мужчина и женщина – две половинки одного яблока.
-Камень из руки любимого – яблоком кажется.
-Самые вкусные яблоки висят на самой макушке дерева.
-Душа не яблоко, ее не разделишь.
-Как можно судить о вкусе яблока, никогда не попробовав его?
-Поднести золотое яблоко на серебряном блюде (гостинец).
-Как черти яблоки делят (дерутся).
-Свинья всегда съедает лучшее яблочко.
-Не все, что круглое – яблоко.
-Точно в яблочко.
Использование метафор в психологической практике
Техника «Работа с метафорами» - это интуитивный процесс, включающий в себя создание метафорической мишени для последующего клиринга или интеграции. Метафорическая мишень, будучи созданной интуитивно и уходя корнями в наши бессознательные процессы, является отражением наших чувств, эмоций восприятий, которые мы в результате работы с метафорой и будем прочищать или интегрировать.
Метафорическая цель имеет ряд преимуществ:
- метафоричность цели будет значительно снижать наше сопротивление ее прочистке или интеграции;
- метафоричная цель может быть заменой для достаточно больших (по смысловому объему) вещей, таких как тело или прочувствованное восприятие всего нас окружающего.
Основное правило создания метафор для целей – они всегда должны создаваться интуитивно, без какого-либо использования логики и интеллекта, а также полностью отражать эмоции, чувства, восприятия и бессознательные процессы личности.
Метафора позволяет обратиться к опыту человека и строить новое понимание на его основе, предоставляя только форму, которую каждый человек сможет заполнить собственным содержанием. Метафора более обращена к правому полушарию и позволяет создать красочную яркую картину, которая, скорее всего, запомнится гораздо лучше, чем просто сухое объяснение, и будет доступна бессознательному.
Выдержки из учебно-методического пособия
«Система метафор в психологическом консультировании и коррекции»
Авторы: Т.Н. Карпович, И.М. Павлова
СИСТЕМА МЕТАФОР В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И КОРРЕКЦИИ
Система метафорических образов служит психологам, психотерапевтам и педагогам как техника психологической помощи и обучения. Она признана как особое явление в человеческой культуре, как мультидисциплинарная система, как носитель важнейшей информации.
Особенностью работы в системе метафоры является взаимодействие на ценностном уровне.
Ведущими идеями метафоры являются:
- осознание своих возможностей, потенциала и ценности собственной жизни;
- понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
- познание разных стилей мироощущения;
- осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
- внутренне ощущение силы и гармонии.
Этимологическая метафора происходит от греческого metaphora – «перенос».
Метафора помогает использовать имеющийся у человека опыт для осмысления его нового опыта. М. Эриксон полагал, что люди обладают достаточными способностями для того, чтобы разрешать встающие перед ними проблемы.
Использование метафоры изменения очень эффективно при работе с учащимися девиантно-делинкветного поведения подростков и юношеского возраста; оно позволяет преодолеть имеющиеся трудности и восстановить нормальный ход развития. Но метафора изменения может быть эффективно использована в работе не только с проблемными подростками, но и с людьми различной возрастной категории с целью реализации центральной задачи возрастных кризисов. Задачей возраста в данном случае является глобальное изменение, затрагивающее все области жизни. Метафора при этом используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов личности.
Метафоры делятся на терапевтические и объясняющие. Задача терапевтических метафор – помочь человеку решить проблему, объясняющих – помочь понять ее.
Метафорой может быть:
1. Прямая аналогия
2. История
3. Личный опыт
4. Притча
5. Анекдот
6. Пословица, поговорка
7. Легенда
8. Тост
9. Сказка
10. Афоризм