Рекомендации для занимающихся самопознанием и самовоспитанием
Занимаясь самопознанием, учитывайте следующие рекомендации:
1. Считайте положительными лишь те позитивные качества личности, которые проявляются постоянно, во всех видах деятельности и при любых условиях, даже неблагоприятныхж;
2. Считайте отрицательными лишь те качества, которые, проявляясь в поведении, постоянно вызывают острую критику окружающих, их негодование, нетерпимость и одновременно унижают вашу честь и будят совесть. «Содеянное зло возвращается обратно, горе совершившему злодейство!» - так говорит народ во все времена;
3. Ведите учет добрых дел, ошибок и намеренных отрицательных действий.Добрые дела - ваши положительные качества; ошибки — отсутствие опыта жизни; безнравственные, отрицательные поступки - результат ваших отрицательных качеств. «Хочешь быть добрым - непрестанно твори добро», - призывает народная мудрость;
4. Чтобы оценить свое «я», сравните себя с другими. Но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас. Хотите стать лучше - сравнивайте себя с идеалом, с эталоном ума, нравственности, воли. Кто ориентируется в самонаблюдении на худших и говорит: «Я лучше!», уже становится хуже;
5. Испытывайте себя в трудностях, преодолевайте их. Именно в борьбе с трудностями обнажаются наши недостатки и обнаруживаются достоинства. Смелый человек сам идет на преодоление трудностей, не дожидаясь, пока жизнь поставит их. Кто умеет преодолевать трудности, одолеет и свои недостатки;
6. Ставьте себе «5», если положительное качество обнаруживается всегда и во всех видах деятельности; «4» - если оно проявляется устойчиво, в главных видах деятельности; «3» - если при благоприятных условиях и требованиях из вне; «2» - если чаще проявляется не положительное, а отрицательное качество, т.е. не трудолюбие, а лень, не честность, а лживость и т. п.
Навыки самовоспитания
Не ждите, когда вам подскажут, заставят что-то делать в коллективе, действуйте самостоятельно, по собственному почину и с учетом главного – вы должны стать лучше, сделать больше и лучше сегодня, чтобы победить завтра!
Помните, победа над собой – условие всех других побед. Держите в узде прихоти и капризы, умеряйте желания, управляйте настроением – вы сможете добиться многого.
Будьте сами себе командиром, критически относитесь к советам, особенно тех, кто побуждает вас действовать вопреки вашей совести, вашим идеалам и принципам. Самостоятельность, активность, трудолюбие и ответственность – основа характера!
Не раскисайте от неудач и поражений, заставляйте себя десятки раз переделывать, но выполнять работу качественно. Будьте решительны по отношению к себе, используйте самовнушение, самоодобрение, а где надо, и самоприказ, чтобы преодолеть усталость, лень, страх, робость, дурное настроение!
Всегда и во всем воспитывайте самодисциплину – качество, которое лежит в основе всех приемов и методов самовоспитания.
Ведите дневник, в котором не только фиксируйте события, но и оценивайте собственное поведение, анализируя и оценивая его.
Азбука здоровья: рациональное питание
Питание — один из неотъемлемых факторов жизни. Древние утверждали, что «человек есть то, что он ест». Пищевые вещества практически полностью определяют физическую, умственную работоспособность. Здоровье человека в значительной степени зависит от его пищевого рациона и его пищевых предпочтений. Любое отклонение от так называемой формулы сбалансированного питания приводит к определенному нарушению функций организма, особенно если эти отклонения достаточно выражены и продолжительны. Качество пищи влияет на развитие, рост человека, на его иммунную системы, физическое и умственные способности в течение всей жизни.
Соответственно количество и вид потребляемых продуктов питания являются важными факторами, определяющими общее состояние человека. Хорошее здоровье стало показателем уровня жизни современных людей, и поддержание его должно быть первостепенной социальной задачей. Снижение заболеваемости населения, предупреждение хронического течения патологических процессов в зрелом возрасте выгодно экономически, так как уменьшает в последствии расходы, связанные с оказанием медицинской помощи, предотвращает материальный ущерб вследствие потери трудоспособности. Следовательно, экономически выгодным становится и правильное рациональное питание, сохраняющее здоровье и играющее значительную роль в предупреждении заболеваний.
Рациональное питание – это своевременное и правильно организованное обеспечение организма оптимальным количеством пищи, включающей пищевые вещества в необходимых количествах и в правильном соотношении. Рациональное питание способно предотвратить или замедлить развитие многих заболеваний, причем не только болезней желудочно-кишечного тракта.
Основные принципы рационального питания следующие:
1. Полное удовлетворение энергетических и др. потребностей организма;
2. Обеспечение адекватного уровня обмена веществ;
3. Поступление в достаточном количестве витаминов, микроэлементов, пищевых волокон и других эссециальных (необходимых) компонентов пищи ( нутриентов Основными критериями рационального питания служат:
- балансированность — питание, в котором имеются адекватные соотношения белков, жиров, углеводов и др. нутриентов в зависимости от возраста, пола и индивидуальных особенностей;
- правильный режим питания.
Неправильное питание – физическое состояние, возникающее в результате неверно составленного рациона или неспособности организма всасывать или усваивать питательные вещества. Существуют следующие формы неправильного питания:
• переедание — потребление большего числа калорий, чем того требует организм, что приводит к ожирению;
• недоедание — недостаточное потребление калорий и питательных веществ, что приводит к избыточной потере веса и/или дефициту питательных веществ в организме.
Название рациональное питание происходит от латинского «Rationalis» - умный. Это физиологически полноценное питание здоровых людей, которое является разнообразным и сбалансированным по всем компонентам.
Рациональное питание следует рассматривать как одну из главных составных частей здорового образа жизни, как один из факторов продления активного периода жизнедеятельности.
Организм человека подчиняется законам термодинамики. В соответствии с ними сформулируем первый принцип рационального питания: его энергетическая ценность должна соответствовать энергетическим затратам организма. К сожалению, на практике этот принцип часто нарушается. В связи с избыточным потреблением энергоемких продуктов (хлеб, картофель, животные жиры, сахар и др.) энергетическая ценность суточных рационов часто превышает энергетические затраты. С увеличением возраста происходит накопление избыточной массы тела и развитие ожирения, ускоряющее появление многих хронических дегенеративных заболеваний.
Второй принцип рационального питания – соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма. Ежедневно в определенном количестве и соотношении в организм должно поступать около 70 ингредиентов, многие из которых не синтезируются в организме и поэтому являются жизненно необходимыми. Оптимальное снабжение организма этими пищевыми веществами возможно только при разнообразном питании. Максимальное разнообразие питания определяет третий принцип рационального питания.
Наконец, соблюдение оптимального режима питания определяет четвертый принцип рационального питания. Под режимом питания подразумевается регулярность, кратность и чередование приемов пищи. Режим питания, так же как и потребность в пищевых веществах и энергии, варьируется в зависимости от возраста, физической активности. Соблюдение указанных основных принципов рационального питания делает его полноценным. И если Вы считаете что, подобрав для себя набор продуктов по калориям, содержанию жира, углеводов, витаминов и т д. Ваш вы обеспечите свой организм полноценным, рациональным питанием, Вы глубоко ошибаетесь. Компоновка продуктов должна заключать в себе основной конечный принцип, превратить подобранные продукты -в полезную, пищу, которая не принесет вреда организму.
Для достижения данной цели, необходимо учитывать:
1. Качество и энергетическую ценность используемых продуктов, кроме того, немаловажное значение имеет условие их хранения;
2. Способ приготовления пищи, который должен обеспечить как вкусовые, так и питательные свойства блюд, а также их энергетическую ценность;
3. Условия, кратность и время приёма пищи;
4. Количество и калории употребляемой пищи за сутки;
5. Изменения режима питания в период интенсивных нагрузок.
Соблюдение рекомендаций по рациональному питанию является основным источником повышения устойчивости организма к различным вредным воздействиям окружающей среды и снижения ряда неинфекционных хронических заболеваний.
Доказано, что отклонения от рационального питания являются причиной основных хронических неинфекционных заболеваний:
• сердечно-сосудистых заболеваний;
• сахарного диабета;
• онкологических заболеваний;
• остеопороз;
• ожирение.
Средняя потребность взрослого человека в день составляет около 3000 ккал. Для получения этого количества калорий требуется 120 г белков (из них не менее половины - животных белков), 80 г жиров (не менее половины - животных) и 500 г углеводов (желательно, по большей части не крахмала и не сахара).
Реальность превращается…
Мы играем всю жизнь – от рождения до смерти.
В разные игры с различными игрушками. Играем, чтобы научиться.
Играем, чтобы развлечься и получить удовольствие.
Играем, чтобы жить, и живем, чтобы играть.
Игры, в которые люди уходили от бед и трудностей настоящей жизни, существовали всегда. Во всяком случае, столько, сколько себя помнит и осознает человечество.
Сегодня мы поговорим о виртуальных страстях. Нынче индустрия компьютерных игр в развитых странах занимает настолько солидный сектор экономики, что иногда даже непонятно, как человечество раньше обходилось без этого развлечения. Именно развлечения, потому что, по статистике только 6 % электронных игр относится к обучающим, остальные же 94 % - чистой воды развлечение с большей или меньшей интеллектуальной составляющей. И в игры эти играют уже не только дети и подростки, но и совсем взрослые люди. Вполне можно говорить о всемерно разрастающемся классе игр, способных надолго «увести из реальности» не только ребенка или подростка с неокрепшей психикой, но и вполне состоявшегося, успешного взрослого человека. Кажется, впору бить тревогу: еще бы – люди просто на глазах пропадают в виртуальном мире, вместо того чтобы «бороться и искать, находить и не сдаваться» в мире настоящем, у психиатров даже появился специальный термин, обозначающий болезненно зависимых от электронных игр людей, - кибер-аддикты.
Электронные игры небезобидны. Для многих владельцев виртуальных зверушек общение с ними почти полностью заменило не только собаку-кошку, но и сверстников. Приняв компьютерного друга близко к сердцу, они возводили все его электронные «проблемы» в ранг жизненных. Дети становились невротиками, поскольку хронически недосыпали, вскакивая среди ночи, чтобы посмотреть, не нужно ли чего их питомцу, не «заболел» ли он. Не лучше вели себя и взрослые: зафиксировано несколько случаев, когда они попадали в аварии из-за того, что заслышав за рулем писк электронного друга, бросались кормить его или лечить. «Болезнь» любимца нередко вгоняла хозяина в жестокую депрессию, а смерть вообще могла довести до суицида или тяжелого нервного расстройства.
Интернет – это замечательное изобретение человечества. Здесь можно найти друзей и единомышленников. Можно получить информацию по любому интересующему тебя вопросу. Можно, можно, можно… НО!!! В этой замечательной всемирной паутине есть и много такого, что способно доставить тебе неприятности или даже угрожать здоровью и жизни. Чтобы избежать этого, надо придерживаться самых простых правил:
- ты не можешь знать, как будет использована информация, которую ты передаешь своему виртуальному собеседнику, и фотографии, которые ты высылаешь или размещаешь в Интернете;
- фотографии, попав в виртуальное пространство, остаются там надолго, их нельзя убрать или уничтожить. Размещая свои не очень приличные фотографии, подумай о том, что их могут увидеть твои друзья, родители, знакомые;
- если ты решишь встретись с виртуальным знакомым в реальном мире, избегай безлюдных мест и позднего времени суток. На первую встречу лучше всего пойти вместе с кем-нибудь из своих друзей.
Если у тебя есть вопросы или тебе нужна помощь, позвони по телефону: (017) 283 – 13 – 2Общественное объединение по предупреждению жестокого обращения с детьми «Дети – не для насилия»
Азбука здоровья: режим дня
Режим - одно из ведущих условий и фактор сохранения и укрепления здоровья человека. Соблюдение режима обеспечивает работоспособность человека в течение дня.
Работоспособность - способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, выполнять работу качественно и эффективно. Работоспособность в значительной мере зависит от особенностей биологического ритма человека. В зависимости от времени суток выделяют так называемых "голубей", "жаворонков" и "сов".
Утомление - это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов, к невозможности её продолжения. Утомление - защитная функция организма, предохраняющая организм от истощения. Некоторое утомление, усталость полезны для тренировки и повышения функциональных возможностей организма.
Состояние утомления характеризуется:
1. Временным снижение работоспособности – учащийся начинает все делать медленно, с видимым усилием, нередко на лице (лбу, переносице, подбородке) появляются капельки пота;
2. Жалобами на усталость;
3. Внешним нарушением осанки, рабочая поза за столом становится "увядшей";
4. Падает качество работы - хуже подчерк и т.п.
Причины часто проявляющегося утомления у учащихся:
1. Не правильное питание, условное или фактическое голодание;
2. Недосыпание;
3. Состояние предболезни или последствие только что перенесенного заболевания.
Составляющие режима учащегося:
1. Оптимальный двигательный режим рациональное питание;
2. Выполнение домашних заданий – не более 3,5 часа;
3. Занятия по интересам;
4. Закаливание и личная гигиена;
5. Сон - не менее 8 часов.
Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. У подростков, не соблюдающих режим дня, наблюдается отставание в умственном и физическом развитии. Лица, имеющие «плавающий» режим рабочего дня, чаще страдают неврозами, заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Соблюдение режима дня — это не только условие формирования хорошего психического и физического здоровья, но и выработки стереотипа поведения во время работы и отдыха.
Соблюдение режима дня способствует повышению иммунитета, нормализует пищеварение и сон, облегчает переход от активного состояния в пассивное и, наоборот, повышает устойчивость к воздействию стрессовых факторов, дисциплинирует. Поэтому соблюдение режима дня — важнейшее правило сохранения здоровья.
Правильный режим дня предполагает подъем и отход ко сну в одно и то же время. После подъема необходимо совершать утренний туалет. Рекомендуется делать утреннюю зарядку, однако в ряде случаев возможно перенесение физических упражнений на более позднее время. После этого рекомендуется принять завтрак.
В течение дня необходимо чередование различных видов активности, в первую очередь — умственной и физической. Смена видов деятельности снимает усталость и способствует восстановлению работоспособности.
Чрезвычайно важно ежедневно бывать на свежем воздухе. Учащиеся должны проводить не менее 1,5-2 ч на свежем воздухе. Это могут быть прогулки, игры на свежем воздухе, физические упражнения. Их рекомендуется проводить в конце рабочего дня для восстановления работоспособности. Спокойные прогулки перед сном могут способствовать более быстрому наступлению полноценного сна.
Продолжительность активного отдыха в течение суток должна быть 1 ч у подростков. При превышении этого времени интенсивность работоспособности организма падает. Необходимо исключить умственную работу, шумные компании, просмотр напряженных фильмов. Ужинать необходимо не позднее, чем за 1,5-2ч.
Спать лучше в тихих проветриваемых помещениях с задернутыми занавесками или шторами. Громкие звуки, яркий свет мешают спокойному сну. В душных помещениях увеличивается потребность во сне, сон становится менее полноценным.
Практические рекомендации при выборе стиля поведения в конфликтах
При использовании стиля избегания, или ухода, не происходит удовлетворения интересов конфликтантов. Этот способ можно использовать:
1. Когда значимость проблемы невысока и на противоборство не стоит тратить время и ресурсы;
2. Ощущается недостаток собственных ресурсов, необходимых для конфликтных действий, и превосходство противника;целесообразно выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию или собрать силы.
Стиль соперничества заключается в стремлении навязать свою волю и разрешить конфликт с помощью силы, не считаясь с интересами оппонента. Использование данного способа оправдано:
1. Если достижение цели значимо;
2. Существует явное преимущество в силе, ресурсах влияния и уверенность в победе;
3. Решение необходимо принять быстро;
4. Компромиссы затруднены в силу специфики объекта: его нельзя поделить;
5. Нет иного выбора или вам нечего терять.
Несмотря на эффективность использования этого стиля, необходимо стремиться к минимизации его применения не только из этических соображений, но и по причине его существенных недостатков. Ведь силовой стиль, как правило, не устраняет источник конфликта, а лишь заставляет более слабого временно подчиниться. Через какое то время, особенно при изменении соотношения сил, конфликт может возобновиться.
Приспособление выявляет необходимость пожертвовать своими интересами в пользу оппонента, выполнить его требования и отказаться от собственных целей.
Данный способ следует использовать:
1. Если у вас мало шансов победить;
2. Для вас важно сохранить позитивные отношения;
3. Вы понимаете бесперспективность борьбы;
4. Проблема не является для вас значимой.
Компромисс предполагает частичные уступки оппоненту в ожидании подобных действий с его стороны, чтобы избежать обострения конфликта, которое чревато большими потерями, чем оппоненту в ожидании подобных действий с его стороны, чтобы избежать обострения конфликта, которое чревато большими потерями, чем отдельные уступки.
Компромисс оправдан:
1. Когда конфликтующие стороны имеют взаимоисключающие интересы;
2. Важно сохранить отношения с партнером;
3. Вас может устроить временное решение.
Компромисс как способ разрешения конфликтов имеет следующие недостатки: он может заблокировать, особенно на ранней стадии, выявление источника конфликта; он консервирует отношения противостояния и взаимного недовольства, поскольку означает вынужденные, неприятные для каждой стороны уступки. Если при компромиссе были принесены в жертву жизненно важные цели или ценности, то недовольство может возрастать и затем привести к возобновлению и обострению конфликта.
Сотрудничество заключается в достижении максимально возможного удовлетворения интересов своих и партнера. Этот стиль предполагает совместное решение проблемы, приемлемое для обеих сторон конфликта. Сотрудничество требует усилий обеих сторон в поиске вариантов разрешения конфликтной ситуации, а также достаточно больших временных затрат.
Его рекомендуют использовать:
1. Если решение проблемы очень важно для обеих сторон; 2. Вы имеете длительные и взаимозависимые отношения со своим партнером; 3. У вас есть время поработать над возникшей проблемой.
Сотрудничество является единственным способом выхода из конфликта, который позволяет достичь взаимовыгодного решения и не нарушить отношений между партнерами.
Каждый из рассмотренных стилей конфликтного поведения может быть оптимальным и обеспечивает наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. Целесообразно владеть всеми стратегиями разрешения конфликта.